Определение и аспекты франчайзинга, история возникновения, немного о вознаграждении (роялти).
Понятие франчайзинг уже давно и благополучно фигурирует на мировом рынке. Множество компаний развивают свой бизнес, получая немалые доходы, начав однажды с приобретения франшизы. Что же представляет собой франчайзинг и каковы его преимущества?
Успешные корпорации продают право использовать свой фирменный стиль, знак, узнаваемый бренд, а также предоставляет готовую бизнес-модель управления предприятием более мелким игрокам на рынке. Таким образом, они становятся франчайзерами. Дебютная фирма-предприниматель, покупающая франшизу – это франчайзи. Она как бы арендует уже раскрученный бизнес с целью извлечения финансовой выгоды от нового филиала.Чаще всего договором о франчайзинге четко регламентируется использование установленного товарного знака, разработанная схема организации бизнеса, соблюдение характеристик качества, использование заданных технологий. Обязательно устанавливают территориальные границы действия торговой лицензии. Чтобы избежать потерь и удачно построить свое дело, франчайзи должен неукоснительно следовать условиям франшизы. Строгое соблюдение установленной бизнес-системы избавит от ошибок, ведь предоставленная модель уже отработана годами.
История возникновения франчайзинга берет свое начало в Соединенных Штатах Америки. Еще во второй половине 19 века знаменитая компания по производству швейных машин Зингер начала заключать договора на продажу и ремонт своей продукции в определенных регионах страны. Позже торговые лицензии стали популярны среди нефтеперерабатывающих корпораций, оптовых торговых компаний, особенным успехом пользовались франшизы для ресторанов Мак Дональдс.
За право пользоваться франшизой от известного бренда лицензиат обязуется выплачивать заранее установленную плату – роялти. Существует несколько видов таких вознаграждений:
· Фиксированное – регулярный платеж, периодичность которого прописана в договоре;
· Процент с оборота – выплачивается франчайзеру по итогам установленного времени в виде дивидендов от объема продаж;
· Процент с маржи – зависит от уровня наценки в магазине франчайзи.
Получив лицензию, франшизу или патент начинающий бизнесмен не остается один на один с будущим предприятием, решая возникающие проблемы на свой страх и риск. Франчайзер полностью гарантирует техническую, юридическую, маркетинговую и даже психологическую поддержку. Он поможет провести подготовку и обучение сотрудников, предоставит необходимые инструменты для ведения бизнеса, окажет содействие при внедрении проверенных инновационных технологий.
Франчайзинг отлично подходит для новичков в предпринимательской сфере, кто строит амбициозные планы, но пока не имеет достаточного опыта в построении успешной бизнес-модели, или финансово ограничен, или не нашел еще свою нишу на рынке. Франчайзинг позволяет начать собственное прибыльное дело с проверенным методом ведения бизнеса, но под чужой вывеской.