Если вы начинающий предприниматель, то вы просто обязаны научиться составлять качественный бизнес-план. Мы же расскажем вам о том, какие данные в нем указывать не стоит.
Прежде всего, нельзя описывать в бизнес-плане продукты и услуги, которые уже были созданы. Важно, чтобы потенциальный инвестор с первых страниц понял вашу задумку. Бизнес-план в пятьдесят страниц не принесет положительного результата.
Также в бизнес-плане нельзя указывать какие-либо сведения о работниках, которые не являются членами вашей компании. Вы должны быть предельно аккуратными и с консультантами. Они должны знать все о вашем бизнесе на тот случай, если потенциальные инвесторы захотят с ними познакомиться. Кроме того, инвесторы часто начинают свое знакомство с бизнес-планом с прочтения биографии ее сотрудников. Все потому, что они вкладывают свои средства не в какой-то определенный вид бизнеса, а в людей, которые им занимаются. Именно поэтому нужно без утайки описать достоинства тех, кто с вами работает в одной команде.
Не пишите в своем плане о том, что у вашей идеи нет конкурентов, что ваш товар или услуга не имеет аналогов и тому подобное. Конкуренция есть в любой сфере бизнеса. Найдутся, конечно, и аналоги. И запомните, что реализация любого бизнес-проекта потребует от вас значительных усилий.
Когда будете составлять бизнес-план, то опирайтесь только на реальность. Не стоит прописывать в нем маркетинговые идеи, которые предполагают, что ваша идея продастся при любых условиях.
В плане не место приукрашенным жизнеописаниям создателей компании, ее работников. Указывайте только ту информацию, которая соответствует действительности. Это же касается высказываний о том, что финансирование уже обещано или находится в фазе активного обсуждения. Деньги на развитие либо есть, либо их нет. Третьего варианта быть не может.
Не составляйте финансовые прогнозы по годам. Тем более нельзя вносить их в бизнес-план. Гораздо уместнее здесь будет прогноз для первого года развития компании. Вот его можно составить помесячно. Вы должны отдельной графой прописать, сколько средств было вложено в вашу идею на начальном этапе. Также вы должны указать, сколько денег понадобилось на выполнение задуманного. После этого можно составить финансовый прогноз на пять лет поквартально. Покажите потенциальным инвесторам, как и когда планируется возврат тех средств, которые были ими вложены. Поверьте, их интересуют не ваши доходы, а окупаемость инвестиций.
Неточному анализу рынка тоже не место в бизнес-плане. Вы должны уметь все просчитывать в цифрах с учетом точки зрения заказчиков, возможных перспектив и так далее.
Если вы думаете что-то изготавливать и продавать, то должны хорошо представлять себе все возможные затраты. Ни в коем случае не указывайте неправдоподобные данные в бизнес-плане.
Финансовые графики, которые падают на начальном этапе развития проекта и постоянно растущие в будущем, выглядят более чем сомнительно в глазах возможных инвесторов. Такие графики говорят только об одном, что вы плохо разбираетесь в вопросах рынка, не умеете правильно расставлять силы и бороться с конкурентами. Поверьте, желающих скопировать хорошую бизнес-идею множество. И об этом нужно помнить. Заказчики и конкуренты будут постоянно меняться, а ваши доходы не будут расти бесконечно. Это закон бизнеса.
И помните, грамотно составленный бизнес-план - это возможность привлечения частных инвестиций и займов, а так же субсидирование от государства.