Франчайзинг как одна из форм управления широко используется в гостиничной индустрии за границей. Гостиничные цепи, объединяя предприятия индустрии гостеприимства, имеют единое руководство, а также одно торговое имя. Таким образом, они сокращают издержки на продолжительное становление имиджа и рекламу. Клиенты одной гостиничной цепи, где бы они не находились, четко имеют представление о качестве предлагаемых услуг.
В России же франчайзинг не применяется в таких масштабах, однако существуют довольно большие возможности для его развития. Отсутствие экономических предпосылок - основное препятствие для внедрения франчайзинга в нашей стране.
К основным экономическим проблемам в России можно отнести:
• непредсказуемость и неустойчивость развития экономики;
• недостаток или отсутствие первоначального капитала для заключения франшизы;
• сложности в получении кредита для стартового капитала.
Немаловажное значение для развития франчайзинга в России имеют социально-психологические проблемы. Недостаточный опыт в данной форме деятельности, а также опасения фиаско приводят к усугублению проблемы, а к зарубежному опыту, как правило, относятся недоверчиво.
Еще одной значительной проблемой внедрения франчайзинга является небрежное отношение к торговой марке франчайзера, а также к технологии работы и организации бизнес-процесса. У нас, к сожалению, ценится то, что имеет материальную форму. Страх «потерять свое лицо», следуя стандартам франчайзера, приводит к социально-психологическим проблемам. Систематическая работа, в основе которой лежат правовые и экономические методы, должна способствовать полноценному развитию франчайзинга.
Появление образовательных учреждений в России поможет решить вопрос низкой квалификации предпринимателей и благоприятно повлиять на развитие франчайзинга. Таким образом, организационно–правовые, социально–психологические и экономические проблемы, а также состояние Российской экономики, тормозят внедрение и развитие франчайзинга в нашей стране. Правовое обеспечение, необходимое для развития франчайзинга, практически отсутствует. Поэтому, нетрудно понять по каким причинам возникает страх у человека при заключении договора франшизы. Правовая система поможет искоренить боязнь банкротства, а разработка ряда экономических методов исключит неуважительное отношение к чужой интеллектуальной собственности. Кстати патентное право в России тоже слабо развито. Зачастую судебная практика во Франчайзинге очень непредсказуема именно поэтому сегодня все чаще обращаются для судебного урегулирования по франшизам к третейским судам. Третейский суд рассматривает вопросы по франчайзингу в более короткий срок и более экспертно. Арбитражная практика по франшизам как правило растягивается на долгие месяцы.
Итак, для развития франчайзинга в России необходимы изменения в законодательстве, создание системы законодательных актов, касающихся франчайзинга, а также внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации определения франчайзинга, франчайзи, франчайзера и франшизы, определение типологии видов франчайзинга и особенности использования.
Кстати на нашем сайте есть каталог проверенных франшиз.
Так же Мировая Ассоциация Франчайзинга оказывает помощь в вопросе продажи франшизы и готового бизнеса. Вы можете продать франшизу с помощью нашего каталога франшиз.